Клуб "ЦВеТ"
(Центр Велосипедного Туризма).
Неформальный Back-Cоuntry cross клуб.

ШИНЫ ДЛЯ ЗИМЫ И ШИПОВАНИЯ Подходящие зимние не шипованные шины подобрать далеко не просто. Необходимо уверенно двигаться по рыхлому снегу, утоптанной или укатанной дороге, снежной, нередко мокрой каше, по лыжне, прочному насту (если будет), преодолевать участки льда. В одном вело походе можно встретить практически все разнообразие дорожных условий, усугубляемое переменчивым климатом. НЕМНОГО ТЕОРИИ 1) Для сухого льда, и крепкого мороза хороша широкая, с большой площадью трения, прямоугольная в разрезе, очень мягкая резина, практически без протектора, почти как у ФОРМУЛЫ 1. Тогда максимально действует эффект ПРИЛИПАНИЯ, когда покрышка распластывается, выдавливает воздух из неровностей дороги и сила сцепления возрастает. 2) При оттепели, когда лед покрыт тонким слоем воды высокий, но мягкий протектор необходим для предварительного выдавливания воды из-под покрышки и предотвращения АКВАПЛАНИРОВАНИЯ с последующим приземлением. Разумеется, при низких скоростях настоящего аквапланирования случиться не может, надо просто убрать из под шины воду и достичь полусухого трения, по возможности. 3) Широкая покрышка с развитым протектором любой жесткости, будет хорошо работать и на накатанной лыжне, прочном насте (редкое явление в наших краях), утоптанной, дороге с тонким слоем рыхлого снега, но не в глубоком снегу. В случаях (1-3) давление в камерах не должно быть большим. А что будет в снегу? 4) Ехать по поверхности снега, если нет очень прочного наста невозможно. Колесо проваливается сквозь толщу до контакта с жесткой подстилающей поверхностью и катится по ней. Какой отсюда следует вывод? Переднюю шину выгодно брать узкой (1,7-1,8-1,9), дабы, быстро прорезая до основанья слой снега или снежную кашу на дороге, она обеспечивала устойчивость и управляемость велосипеда. Более широкая шина будет зависать в толще, не доходя до жесткой поверхности, и елозить в стороны, устойчивость и управляемость резко ухудшатся. Заднюю шину наоборот выгодно ставить более широкой, так как она идет по колее от переднего колеса и, при этом, должна хорошо ГРЕСТИ, создавая необходимое тяговое усилие, что в рыхлой среде не просто. Поперечное ползание заднего колеса не критично для сохранения устойчивости велосипеда. Разумеется, в этом случае ширина покрышки понятие не абсолютное, а относительное. Важно на самом деле время, которое передняя шина находится в ПОДВЕШЕННОМ состоянии, когда байк не управляем и, невозможно противодействовать поперечному сносу, восстанавливать равновесие. Время это зависит от нагрузки приходящейся на колесо, ширины шины и плотности снежного слоя. Чем больше нагрузка, уже покрышка, более рыхлый снег ? тем быстрее переднее колесо опустится на твердую поверхность и тем меньше шансов оказаться в придорожных кустах. Поэтому, если байкер весит больше 100 кг, тепло одет, да ещё имеет за плечами рюкзак, то у него, вероятно, не возникнет проблем с более широкой передней шиной не только в рыхлом снегу, но и в более плотной снежной каше на асфальте, - частое явление в городе. Вместе с тем, узкая резина испытывает меньшее сопротивление, и позволяет легче двигаться при более высоком снежном покрове. В реальности при слое снега больше 10 - 15 см ехать уже достаточно затруднительно, так как мощность, развиваемая человеком при длительной работе невелика, а слишком толстая шина потребует дополнительных усилий на пробивание более широкой колеи. Можно продолжить аналогию и заметить, что снег по требованиям к выбору шин скорее напоминает грязь, а отнюдь, НЕ ПЕСОК! Как считают многие. При движении по песку, главная задача ? не зарыться, остаться на поверхности. Для этого и шины выбирают максимально широкие, без агрессивного протектора, давление снижают, едут аккуратно, но быстро. Для ГРЯЗЕВОГО похода (гонки) рекомендуется пользоваться сравнительно узкой, жесткой резиной с агрессивным протектором и достаточно далеко расставленными элементами? САМООЧИЩАЮЩИЙСЯ. Понятно, что невозможно найти шину, которая одинаково хорошо работала бы в столь разнообразных условиях. Поэтому приходится ездить на компромиссном варианте. Идеально было бы менять шины в зависимости от погоды, количества снега и льда, маршрута. Но идеалы редкость в этой жизни.Компромиссный вариант, не для экстрима, а для покатушек разной степени агрессивности и вело туризма: 1) Мягкий компаунд, который меньше ДУБЕЕТ на морозе, в меру агрессивный протектор 2) Размер покрышек: впереди 1,7-1,9, сзади 2,0-2,35; 3) Наличие острых кромок на элементах протектора. Особенно полезны на передней покрышке кромки параллельные направлению движения байка и препятствующие боковому сносу. Само собой понятно, что шины без шипов позволяют проехать по ровному участку льда, максимально спокойно, не совершая манёвров и резких тело движений. Если впереди уклон, косогор, ледяные бугры, то безопаснее такой участок объехать или пройти пешком. Но, если шины со стальными шипами, - то все упрощается! О ШИПОВАНИИ. Все выше изложенное, не выглядит простым и ясным. Слишком много противоречивых условий. Пойди подбери себе подходящий комплект покрышек, - замучаешься! Много шишек я набил, много сугробов пропахал МОРДОЙ ЛИЦА, прежде чем нашел подходящий вариант, и все равно ? ПОЛНУЮ ГАРАНТИЮ ДАЁТ ТОЛЬКО СТРАХОВОЙ ПОЛИС! Если у покрышки есть стальные шипы, то лед уже не кажется таким ВЕЛИКИМ И УЖАСНЫМ. Но?стандартные шипованные покрышки рассчитаны, прежде всего, на лед. В заснеженном лесу, они, нередко не самый лучший вариант. Вот когда могут проявить себя самостоятельно ошипованные шины. Причины ошиповки: - Выбор шин очень велик, легче найти свой вариант. - Можно иметь несколько зимних комплектов для разных условий и стилей катания. При резкой перемене погоды ? ставишь другие покрышки и едешь. - Зимой покрышки служат дольше, чем летом, меньше изнашиваются, реже прокалываются. А стершиеся шипы легко заменить. - Разумеется цена. Опасности на льду ? для любых шипованных шин. По накопившемуся опыту гладкий, ровный лед ? сравнительно легкий случай. Ещё лучше, если он шероховатый с примерзшим сверху снегом. Гораздо сложнее и хуже гладкий бугристый лед, ухабы, обмерзшие колеи, косогоры и уклоны, особенно если ехать поперек склона. Но самое коварное, как ни странно ? укатанная и утоптанная дорожка с тонкой, порядка 1мм пленкой льда, под которой просто уплотненный снег. Результат слишком резкого поворота на такой дорожке очень хорошо виден уже из кустов. Протектор по льду просто скользит. А шипы не в состоянии зацепиться за тонкую пленку льда и тем более за снег. Следует занос переднего колеса и падение. Такое со мной уже бывало. Шиповать можно любую резину: мягкую и жесткую. Если зашиповать мягкую, то на льду нам помогают три эффекта: - прилипание, - трение, - шипы. Если жесткую, то ДЕРЖАТ только шипы, которые дают самый сильный эффект, остальные два гораздо слабее и дают меньший вклад в сцепление. И это правильно, иначе не было бы смысла шиповать. КРАТКИЙ ОБЗОР В обзор вошли только те шины, на которых я сам гонял. И то не все. ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕ ДАЛЕЧЕ? А о некоторых шинах не стоит вообще упоминать, даже постучав по деревянному, и получив отпущение грехов, где следует. Кроме кратких характеристик каждой покрышки воспоследуют рекомендации:шиповать или оставить, так как есть, и не портить. Лично мне приходилось пока шиповать только одну шину, - поэтому к моим рекомендациям стоит относится спокойно, но конструктивно. Буду рад узнать противоположную точку зрения. ПИШИТЕ! winterkey@mtu-net.ru Для справки. На байке с 1994 года. Стиль катания: - велотуризм, - агрессивные покатушки (не экстрим), - поездки по городу. ЖИВОЙ ВЕС около 70кг. 1. Made in Poland от фирмы STOMIL- TC DEBICA,. Называется TYGRYS - 26х1.9 , с характерной для передней покрышки ЁЛОЧКОЙ. Резина чуть тяжеловата, но накатиста и вполне достойно проявила себя в трудных условиях. Весьма надежна и годится для серьёзных походов. Её иногда можно встретить в вело магазинах за очень скромные деньги. Протектор мягкий, прочный, хорошо РАЗВИТОЙ, но в снежных наносах, для моего веса чуть широковат. Именно её я и зашиповал по методу Василия Клеина. 74 самореза 4.2х16 в боковых элементах протектора. Почему выбрал её? Да не жалко было, ничуть! А результат проявился сразу. Виражи по льду проходятся с хорошей уверенностью. На неровном, бугристом льду колесо иногда проскальзывает немного вбок, но практически сразу стопорится и спокойно катится дальше. Торможение на плотном укатанном снегу стало гораздо лучше, ? шипы оставляют глубокие следы и, хорошо помогают. На гладком льду не очень ? не хватает шипов ближе к центру. В ближайшее время дошипуюсь. За полтора месяца интенсивного катания с большим количеством асфальта саморезы сточились примерно на 1 - 1.5мм и слегка деформировались, но, все равно, @, держат! 2. MICHELIN Hot S - 2.0 , универсальная, фрирайдно - экстримная с ШЕВРОННО-ГНЕЗДОВЫМ рисунком и достаточно мягким протектором. Прекрасно работает впереди и сзади. Достаточно скоростная, в металлокордовом варианте, однако, тяжеловата и несколько портит динамику байка, так как требует дополнительных усилий на раскручивание, но зимой это менее заметно. При этом резина очень надежная и хорошо подходит для многодневных тяжелых походов. Для шипования годится вполне. 3. PANARACER: 1) DART - 2.1; 2) SMOKY - 2.1, вело классика! DART -2.1 скоростная легкая шина, прекрасно работает, когда много льда и асфальта, а в снежной каше и сугробах несколько хуже. Боковая устойчивость с недостатками: по мокрому, скользкому и рыхлому на вираже и при торможении шина норовит уйти, куда то в бок. Я чаще всего гонял на ней в начале зимы или в начале весны когда снега мало а льда много. SMOKY - 2.1 прекрасная задняя зимняя покрышка. Годится для кросс кантри, фрирайда, легкого экстрима и параллельного слалома. Шина легкая даже в каркасном варианте, здорово тянет, в рыхлом снегу, замечательно тормозит, великолепно противостоит боковому сносу, и при этом достаточно скоростная, даже на гладком шоссе. Обе шины хорошо подходят для походов и для шипования. 4. PANARACER FIRE XC PRO ?2.1 и только этот размер. 1.8, - это скорее полусликовая (квазиагрессивная) резина и для зимы мало подходит. Версия 2,1 - легкая, накатистая, динамичная очень хорошая всепогодная грязевая покрышка, неплохо работает на утоптанных снеговых дорожках. В рыхлом снегу гребет не очень хорошо, для льда слишком жесткая. Шиповать можно и вполне удобно, но жалко портить. 5. Линейка шин: RITCHEY Z MAX ? 1.7, 1.9, 1.95, 2.1, 2.35. Размеры 1.9 и 2.1 выпускались также и с маркировкой SC ? Severe Conditions, ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ и имеют центральные элементы протектора большего размера и высоты с увеличенным расстоянием между ними (грязевой вариант). Мой любимый зимний комплект с 1998 по 2002гг. включительно, пока не появились шиповки, это: RITCHEY Z MAX ? 1.7 или 1.9 SC ? впереди и PANARACER SMOKY - 2.1 ? сзади. Иногда, для разнообразия на заднее колесо ставил Z MAX ?2.1 или 2.35. Версия 2.1 ? более легкая и динамичная, а 2.35 ? скорее фрирайдная - лучше цепляет, тормозит и гребет. RITCHEY Z MAX ? шины сравнительно легкие, с мягким протектором, скоростные, спортивные и достаточно надежные. ДЕРЖАТ - хорошо. Шиповать можно, но не совсем просто из-за формы и расположения элементов протектора. Удобнее всего шиповать Z MAX ? 2.35. 6. LITTLE ALBERT ? SCHWALBE 26х2.1. Эта шина младшая, кросс-кантрийная, в дружной семье, куда входят так же фрирайдно слаломный FAT ALBERT 26х2.35 и даунхильный SPACE 26х2.35. Родственные связи видны сразу, по дизайну протектора. Версия 26х2.1 легко, стремительно катится, хорошо гребет в снегу, прекрасно держит вираж, пригодна для всех зимних условий, резина мягкая и уверенно катит по льду. Эти покрышки мне весьма понравились и зимой и летом. Шиповать их легко и удобно. 7. BLACK JACK ? SCHWALBE 26х2.1. Универсальная покрышка с интересным, но не вполне зимним рисунком и мягким, прочным, надежным протектором. Катится легко, гребучесть, устойчивость к боковому сносу и торможение, - на хорошем среднем уровне. Зимой их стезя ? в меру агрессивные покатушки, но без экстрима и вело походы. Шиповать достаточно удобно. 8. TIOGA FACTORY XC ? 1.95. Профессиональная, специализированная гоночная резина. Компаунд протектора очень мягкий и нежный ? ФИЛЬДЕПЕРСОВЫЙ. Быстро изнашивается, при агрессивной езде, колется и режется на раз. Эти шины, в теплое время, лично мне не очень показались. Но зимой, под другим углом зрения - впечатление осталось хорошее. Передняя шина с мотокроссовым протектором и четырехгранными коническими шипами уверенно рулит и хорошо режет слой снега. Задняя, неплохо гребет в рыхлом снегу, но более склонна к боковому сносу и проскальзыванию на подъемах. Динамика, зимой, на высоком уровне. Шиповать легко и удобно, но уж больно нежный компаунд. 9. JIMMY ? SCHWALBE 26х1.9, 26х2.1, 26х2.35 Очень удачная универсально агрессивная и грязевая покрышка. Легко катится, очень цепко держит и хорошо самоочищается. Версия 26х2.35 годится для фрирайда, а зимой на заднее колесо, для лучшей гребучести. Передняя шина хорошо режет снег и уверенно управляется. Для зимы шины вполне подходят. Шиповать стоит. Но, из-за небольших элементов протектора, процесс требует тщания и точности. Наиболее адекватный метод ошиповки - Алексея Сигаева. 10. BLACK SHARK MUD ? SCHWALBE 26х1.5, 26х2,1. Грязевая резина для кросс ? кантри и экстрима соответственно. Протектор мощный, мотокроссовый из жесткого компаунда и весьма ЗАДИРИСТЫЙ. Все гладкое, ровное и скользкое, - не их стихия. Зато можно гонять и отрываться в зимнем лесу по полной программе, избегая, разумеется, льда. Шиповать конечно можно, но не стоит - жалко. 11. WEIR WOLF ? WTB 26х2.1 Шина с любопытным дизайном и большим количеством НОУ-ХАУ. Хорошо работает по рыхлому, мягкому и скользкому. Протектор сравнительно жесткий. На морозе становится ещё жестче. По дорожкам в заснеженном лесу катят очень хорошо. Наносы, снежная каша преодолеваются без особых проблем. На льду легко скользят. Шиповать можно, процесс сложностей не вызовет. 12. HIGH ROLLER ? MAXXIS 26х2.1. С прочным протектором из сравнительно жесткого компаунда с разреженным дизайном из крупных чередующихся шипов, - поперечных гребуших и подковообразных универсальных двухуровневых со стабилизаторами торможения. По льду и асфальту ? не вариант. Зато снег разной степени рыхлости и утоптанности ? очень хорошо! Гребет мощно, тормозит четко, в стороны возит мало. Подходящая шина для кросс кантри (безо льда), а более широкая версия, для экстрима и попрыгушек, соответственно. Можно конечно и ошиповать, если нет другого выбора. 13. MOBSTER ? MAXXIS 26х2.35. Широкая шина из мягкого компаунда с разреженным рисунком протектора. Шипы на беговой дорожке не высокие, прямоугольные, поперечные, со стабилизаторами торможения. Мощные продольные щипы в плечевой области, расставлены так, что чередуются широкие и узкие щелевидные канавки, полезные для сцепления с твердой и скользкой поверхностью. Хорошо катит по дорожкам, тропинкам, лыжне. Прекрасно себя ведет по тонкому слою снега. В глубоком снегу и каше начинает ?колбасить?, но если не спешить, то выгрести можно, если потрудится. Тормозит хорошо и уверенно. Имеет смысл следить за давлением. При низком, ? сцепление возрастает, но резко возрастают и энергозатраты. На льду сцепление и уверенность на 4 с плюсом. Шипование ? без проблем. 14. WET SCREAM ? MAXXIS 26х2.2. Шина для самого РАЗНУЗДАННОГО экстрима и бездорожья имеет мотокроссовый рисунок протектора, с широко расставленными высокими коническими шипами из мягкого, эластичного компаунда. Габариты приличные, причем высота покрышки больше чем ширина ? пришлось снимать переднее крыло. Зато демпфирует удары. Катит, с учетом габаритов, достаточно легко. Шина универсальная и всесторонне развитая. В зимнем городе, парке, лесу ? на высоком уровне. На льду ещё лучше. Пока не приходилось встречать покрышек без стальных шипов, которые столь уверенно держались бы за лед! Шиповать ? только портить! ВЫВОДЫ Если Вы дочитали до этого места, то никакая зима, со снегом и льдом Вам уже не страшна! А посему ОТКРОВЕНИЕ. НА САМОМ ДЕЛЕ ШИПОВАТЬ МОЖНО ВСЕ! И СЛИКИ И ПОЛУСЛИКИ И БЕСХАРАКТЕРНУЮ ДОРОЖНУЮ РЕЗИНУ, НА КОЕЙ, БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА РАССЕКАЮТ ПО ЗИМНЕМУ ГОРОДУ ВСЯЧЕСКИЕ ХВЗ, УКРАИНЫ, САЛЮТЫ И КАМЫ. А МОЖНО НЕ ШИПОВАТЬ И ТАК ЖЕ ГОРДО РАССЕКАТЬ ПО ПОЛЯМ И ЛЕСАМ, ГРАДАМ И ВЕСЯМ! Вся проблема, как водится, в правильном выборе. ВНИМАНИЕ! Правильный РЕЦЕПТ правильного выбора. Если пришла зима, то наденьте шлем, если есть. Станьте перед зеркалом в безлунную ночь с четного на нечетное. Дуньте. Сплюньте три раза через левое плечо, перекреститесь. Загадайте. Бросьте монетку. Немедленно совершите часовую поездку с максимальной скоростью по окрестностям. Избегайте проезжей части, кошек и людей в форме. Вернувшись, повторите алгоритм ещё раз, загадайте, бросьте монетку, как выпадет, так и сделайте. И будете АБСОЛЮТНО ПРАВЫ! ЮРИЙ РАЗИН, РОССИЯ, эксперт по велотехнике.

На главную стр.

Hosted by uCoz