Клуб
"ЦВеТ" (Центр Велосипедного Туризма). Неформальный Back-Cоuntry cross клуб. |
Лирико-техническое приложение: "О
шинах"
За, без малого, 10 лет на байке, обкатав
более 30 видов/типов/марок
разных покрышек и уяснив несколько полезных
моментов, пришел к выводу,
что ШИНЫ - ЭТО НАШЕ ВСЕ!!!
Поясняю. Самая крутая рама, верхняя навеска
/по кругу полный XTR,
например/ и замечательная подвеска, иногда
уходят на второй, третий,
десятый планы или вообще перестают иметь
значение. А на первом плане
остаются, как всегда прокладка и шины. Ибо
только через шины мы
поддерживаем контакт с нашей Землей.
Примеры. Грязь, мягкий, раскисший или рыхлый
грунт, песок, снег и лед.
Или наоборот. Лето, солнышко, птички поют,
не ветерка. Гладкий, ровный
асфальт без машин, до горизонта, так и манит
прохватить со свистом на супер-
пупер велосипеде. А ни фига! Шины стоят
толстые, супер-злые, как для
скоростного спуска, жесткого фрирайда, слалома,
…. Где уж тут прохватить.
Еле до привала доползешь. Самая прямая аналогия
- наша обувь. В валенках в
театр, в легких сандалиях зимой на работу,
в резиновых сапогах на пляж, ….
Исходя из того, что опыт, если им не делиться,
пропадает в туне, в этой и
следующих рассылках, буде они случаться
- буду, кратко рассказывать о свеже
обкатанных покрышках. Подробности смотрите
в журнале "Маунтинбайкер".
Если возникнут вопросы, - ПИШИТЕ.
1. BLACK JACK - "SCHWALBE", 26х2,1"
В прошлом году, прочтя любопытный отчет
о походе группы Леонида Исакова
по Тянь-Шаню, с попутным тестированием вело
резины, пришел к выводу, что
BLACK JACK довольно скучная покрышка, средненькая
такая, без яркой
индивидуальности, - вроде бюджетных номерных
шин. К счастью я ошибался.
Когда сам прокатился, то понял, что под
неброской внешностью таится
цельный, интересный, спортивный характер
а, отнюдь, не деревенский простак.
Прежде всего, дизайн. Вдоль по беговой дорожке
плотно стоят хитрой
формы шипы, напоминающие острия алебард.
Поэтому качение очень легкое,
со слабым шумом и хорошим накатом. Качение
и накат, - это разные
характеристики и измеряются по разному и
на разных стендах. А если
посмотреть поперек, да ещё приложить линейку,
то сразу видно, что
поперечное заполнение довольно разреженное
и расстояние между элементами
протектора большое. Что это дает? А) Шина
лучше сопротивляется боковому
сносу. Б) Лучше самоочищается. И к этому
стоит добавить, например насечки
на стоящих уступом в 2 ряда боковых шипах
хитрой, гребущей конфигурации и
очень качественный, эластичный базовый компаунд
SBC к которому слабо
прилипает грязь. По мокрому, скользкому,
грязному проселку, крепко
накаченные покрышки шли уверенно и хорошо
управлялись. Порой их возило
в стороны, но в пределах разумного. В крутую
мокрую, глинистую горку, на
низшей передаче 22/28 проскальзывания заднего
колеса практически не было,
чувствовался даже некоторый запас тяги и
грязи, наматывалось мало.
Предварительные выводы. Удачная универсально
агрессивная резина для
любых дорог и бездорожья, хороша для туризма
и кросс-кантри!
2. WEIR WOLF - "WTB". 26х2.1".
Универсальная покрышка с
интересным дизайном и большим количеством
"ноу-хау". Сразу видно, что и
над ней так же как следует, подумали и поработали,
прежде чем выпустить в
свет. При ширине 2.1 дюйма, выглядит солидно
и габаритно, что чувствуется
при разгоне по асфальту. Если глянуть мельком,
то вроде ничего особенного.
Ну, полу елочки по краям, ну, гребущие и
тормозящие поперечины по беговой
дорожке, - невидаль! Но если приглядеться,
то видно, что все составлено из
небольших прямоугольных шипов с наклонными
боковыми гранями. На
плоской вершине, каждого шипа прорезана
небольшая, но полезная канавка.
Полу елочки и поперечины составлены из этих
шипов и имеют комплекты
поперечных и продольных щелевидных канавок.
Канавки эти эффективно
работают на мокрой, скользкой и гладкой
поверхности, увеличивают гибкость
сравнительно жесткого протектора, уменьшают
шум и вредные напряжения в
протекторе. Плотность заполнения площади
протектора шипами - средняя.
14.09.03 вечером после дождя я проехал по
мокрой и грязной трассе вело
сотни в Битце, затем по краю поля, раздолбанному
джиперами 4х4 и по
песчаному пляжу в зоне отдыха, имея на багажнике,
вело рюкзак с 12-ю кг
груза. Поведение покрышек меня порадовало.
Легко едут, четко управляются,
хорошо держат, тормозят и тянут, неплохо
самоочищаются. Шины очень
хорошо работают по песку и рыхлому грунту:
не зарываются, уверенно гребут
и управляются, - не ожидал. А мягкий грунт,
это вообще их стихия.
Предварительные выводы. Кросс-кантри и агрессивный
туризм по
лесам, полям и пескам, - то, что доктор
прописал!
SY 24.09.2003 Юра.
Шины ICE SPIKER.
"По льду как по асфальту!" - мнение
после теста.
26х2.1", 980g, Steel, Punkture Protection.
ОПИСАНИЕ. В каталоге SCHWALBE две шипованные
шины. ICE
SPIKER, оснащенная 304 стальными шипами
- самая крутая. Она
предназначена для свободного перемещения
по льду, твердой,
укатанной поверхности, мягкому грунту, грязи
и имеет двухуровневый
протектор, основой которого являются 304
элемента высотой 5 мм, со
стальными шипами наверху. Элементы конической
формы с
вертикальными выемками на своих боковых
гранях. Что весьма
полезно для увеличения поверхности сцепления
при поворотах и
торможении. Стальные шипы высокие: - 1.2…1.5
мм, диаметром 2мм,
плоские, с острой боковой кромкой. Центральные
элементы
протектора, попарно, через шаг соединены
низкопрофильными
перемычками, - это второй уровень, который
улучшает работу шины в
рыхлом и мягком субстрате. Но относительная
площадь элементов
этого уровня и, соответственно, вклад -
мал. Профиль покрышки, в
разрезе круглый. Плечевую зону образуют
ещё 152 высоких, более
6мм, элементов протектора без стальных шипов.
Для защиты от
проколов шина имеет Punkture Protection,
- слой высокопрочной, очень
плотной, натуральной резины, расположенный
под протектором.
Протектор изготовлен из ORC - OFFROAD RACING
COMPOUND
специального очень прочного и эластичного
компаунда,
разработанного для вне дорожных гоночных
шин. Рисунок протектора
универсальный, на все случаи жизни - на
переднее и заднее колесо,
независимо от направления вращения.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И РАБОТА. Внешне шина производит
весьма
солидное впечатление. На обод садиться сравнительно
легко,
монтажки нужны, но не требуется больших
усилий. В накаченном
состоянии крепко держится на ободе. При
резком торможении с места
не сдвигается, и мазать пятку шины клеем
"Момент" необходимости
нет. При качении по асфальту или бетону
стук стальных шипов
достаточно громкий, прохожие вздрагивают
и оборачиваются. На льду
шум усиливается - под стальными шипами,
он трескается с
характерным звуком.
При этом удивительно, насколько легко катиться
ICE SPIKER по
асфальту. Разогнать байк до 25-30 км/час
не составляет никаких
проблем. Хотя общий вес шин на динамике
естественно сказывается.
Хорошо шина идет и по твердой плотно утоптанной
и укатанной
дорожке или лесной тропинке. Но если поверх
твердой основы есть
слой рыхлого снежка или снежной каши, то
байк начинает слегка
возить в разные стороны, труднее становиться
выдерживать
направление. Что бы на рыхлом не "колбасило",
шины нельзя сильно
накачивать. Более того, давление воздуха
в таких ситуациях стоит
снижать, тем более, что шина очень прочная
и рассчитана на работу
при пониженном внутреннем давлении. Не просто
ехать и по лыжне,
где маневр сильно ограничен. По мягкому
грунту и грязи шины идут
хорошо и легко управляются. Но в этих случаях
стальные шипы
погоды не делают, более того они и не нужны.
Зато на льду они
работают с полной отдачей. Можно, наконец,
отбросить все заповеди,
которые усваивались годами, дополняясь многими
синяками и
шишками и которые объясняются любому байкеру,
впервые
выезжающему зимой на обычных покрышках.
Кратко перечислим.
Зимние заповеди: попав на лед, не крути
педали, не делай резких
движений, не поворачивай, не тормози, не
верти головой, расслабься,
жди когда кончится лед и, все равно - вероятность
падения велика.
Теперь, на шинах ICE SPIKER, по льду можно
двигаться свободно и
уверенно, почти как по асфальту. Можно крутить
педали и ускоряться,
даже в гору, и нет неприятного ощущения,
что заднее колесо вертится
в холостую, а байк теряет скорость и равновесие.
Можно проходить
вираж с наклоном байка. Можно свободно тормозить,
причем, не
только задним, но и передним тормозом. При
резкой работе задним
тормозом, заднее колесо идет прямо, а не
в сторону. На прочном,
жестком льду остаются четыре глубоких царапины,
а рыхловатый,
мягкий лед сдирается до самой подложки.
Если тормозить во время
прохождения поворота, то за байком так же
остаются четыре четких
следа. Благодаря тому, что стальные шипы
грамотно расположены,
"разведены" на протекторе, каждый
из них, чертит по льду свою
линию, а не идет по следу соседнего. Поэтому,
вне зависимости от
траектории, сила торможения остается неизменной,
без рывков и
срывов. Четкое торможение так же на асфальте
и природном камне.
Можно ехать по покрытым льдом наклонным
участкам и косогорам,
соблюдая конечно разумную осторожность.
Износ протектора за сезон интенсивного катания
по городу с
большим количеством асфальта слабый, а стальных
шипов - на глаз,
практически не заметен. Следов ржавчины
нет.
ВЫВОДЫ. ICE SPIKER очень хорошо работает
на льду.
Позволяет ездить свободно и уверенно, без
стрессов и чрезмерного
адреналина, уменьшает вероятность падений
и получения травм.
Асфальт, прочная, утоптанная зимняя дорога,
твердый или мягкий
грунт, грязь - очень прилично! Рыхлый снег,
снежная каша - требуют
осторожности, точного управления и снижения
внутреннего давления
в шинах. Шины рекомендуются для зимних походов
и очень
агрессивных, экстремальных покатушек с большими
участками льда,
асфальта, грунта. Прекрасно подходят для
города, где снега мало,
зато льда и асфальта много.
WARNING! Лед все-таки не асфальт! Бывает,
что и на ровном
сухом асфальте или грунте байкеры падают,
без видимых причин. На
льду, тем более надо быть собранным, внимательным,
предусмотрительным и осторожным. Отвязанность
и бесшабашность
лучше оставить дома. И обязательно пользоваться
шлемом!
31.03.2003 Юрий Разин.
Краткое дополнение.
Шины ICE SPIKER "показались"
мне сразу. После многих лет на
обычных шинах по льду и снегу, после многих
синяков и шишек,
досадных падений на ровном месте и балансирования
на …. Ситуация
в корне изменилась. Адреналина не убавилось,
зато свободы и
удовольствия стало выше крыши. Более того,
привыкнув к новому я
стал выбирать траекторию движения по льду,
избегая заснеженные
участки, хотя раньше, всегда поступал наоборот.
Но, как и
большинство шиповок, Спайкеры, предназначены,
в основном для
льда. В лесу, на рыхлом снегу, особенно
если косогор или уклон, -
двигаться приходится весьма осторожно и
аккуратно. Но это, пожалуй,
единственный недостаток этих покрышек.
28.12.2003г. Юрий Разин.