Клуб "ЦВеТ"
(Центр Велосипедного Туризма).
Неформальный Back-Cоuntry cross клуб.

 

Визитная карточка Севера

Ночной поход, без сомнения, обладает особой притягательностью и красотой. В нем есть какая-то сказка. Может поэтому так хочется еще раз окунуться в нее… Всякий раз.
Мне довелось в прошлом году участвовать в пешем походе - небольшой прогулке, который, так уж случилось, превратился в ночной… Мы почти весь путь шли темным ночным лесом по небольшой тропке и луна, огромная, бледная, глядела на нас в прогал между деревьев. Лес густой. Казалось, ветра нет, но высоченные стволы время от времени поскрипывали. Аж жуть. А среди пней и мха сверкали зелеными огоньками, как самоцветы в детских сказках, светляки.

Путешествие это я представил своему напарнику как относительно короткую и дюже красивую прогулку по окрестностям (всего семьдесят км), так сказать визитную карточку Севера. Когда-то, лет 5 назад, я уже был в этом маршруте, тогда он показался мне фантастически великолепным. В нем было все: асфальтовое шоссе и лесные тропинки, город и глухая тайга. Мне рассказывали, что в селения, расположенные на пути, иной раз заглядывает по ночам Хозяин, т.е. мишка. И при этом: брод и, главное, большой холм посреди маршрута. Забравшись на него, я бросил велосипед и полез через заросли бурьяна к заброшенной церквушке. Какой же неповторимый вид открывался оттуда! Бескрайняя тайга, если приглядеться, можно различить среди леса наш поселок, и соседний город. Именно тогда я понял, даже ощутил, что буду ездить всегда.
И вот, было решено повторить эту поездку. Нас было двое. Я и мой напарник, Вадим. Вообще-то, он мне троюродный брат, то бишь кузен, и ездим мы с ним уже прилично. Но на севере он был впервые, и это была его первая поездка там. Вот почему мне хотелось предложить идеальное путешествие: не слишком сложное, довольно быстрое и, главное, красивое.
Тут уместно сказать, что представляет собой этот маршрут. Это кольцо. Первые 15 км по асфальту до города, еще 7 через весь город (просто он такой небольшой), а дальше в лес. Дорога грунт, местами торфяные почвы, местами песок или наоборот глина. Посреди дороги брод через 20-метровую речку. Она неглубокая "…, в общем, девушкам по пояс будет", но быстрая и холодная…, не то слово, ледяная. За рекой пески и редкий бор. По-местному его почему-то зовут Каменным, хотя камней тут нет и в помине. Улучшенная дорога до селений, что расположились с незапамятных времен на уже упомянутом холме. Здесь тайга отступает и склоны все открыты, на них небольшие поля, а по верху - деревушки, по 5-6 домов в каждой. Это Пырская Едома. Дальше затяжной спуск опять в леса. Но зато каких-то 10 км и ты снова в цивилизованном мире, и тебя ждет шоссе до поселка.

Погода обещала быть отличная. Яркое солнце. Не жарко. Пока собирались, приводили в порядок велосипеды, я приладил карту и стал искать расписание маршрута. Нету… Только что держал в руках, а тут исчезло. Я привык использовать расписание движения, так хотя бы знаешь, когда где будешь. Нервничаю. А брату на расписание наплевать. Но не суть важно. Это потом мы будем рассматривать пропажу как знамение. А сейчас нашел. 14.40. Можно ехать.
Описывать дорогу до города скучно и не интересно. Кто хочет, может сам попробовать прокатиться. А посему, мы уже проехали мимо рынка и покидаем цивилизацию - в таких городах рынок это центр вселенной. Но прежде чем окончательно уйти в леса, есть предложение сделать небольшой крюк. Дело в том, что город наш стоит на большой реке, которую пересекает железнодорожный мост. Мост как мост, если не считать что длиною он под 500 метров. Бывают, конечно, и больше, но мне и этот нравится. В общем, чудо инженерной мысли.
- Если ехать прямо, то сэкономим минут пять - десять, а так с путепровода можно будет увидеть действительно интересную картину, особенно, если по мосту еще и поезд будет идти.
Возражений не последовало, а зря.
На путепроводе достал фотик. Примеряю его к мосту. Вид занимательный. Правда вечером, в лучах заходящего солнца, было бы лучше. Но главное мост все равно не помещается, как не крути… фотик. Уже было решил: обойдусь без него, только время потерял. По откосу идет мужик с ружьем и что-то кричит. Надо было конечно сразу уматывать, но я, честно говоря, не ожидал такого приема.
- Это у тебя что? - наконец разбираю что-то членораздельное. - А ну иди сюда, а то стрелять буду!
До чего избитая фраза. Но ведь такой и вправду выстрелить может. Соображалка у него работает явно с перебоями, но на сей подвиг много ума не требуется. Еще бы, чеченского террориста поймал.
- Отдавай пленку.
- Не отдам. Она денег стоит, да и кадров там отснято много.
- Тогда начальство вызову. Пусть они решают.
Пытаюсь идти на сговор.
- Хорошо, я могу последние засветить, черт с ними.
Тот, ни в какую. Отдавай, мол, и все.
Ждем начальство. Думаю, что за бред, если я отдам пленку, он меня отпустит. Выходит, никаких нарушений нет. А если не отдам, они есть. Да и вообще, какие к черту нарушения: охранную зону я не пересекал, мост так и не снял. Да и что за глупость снимать мост для террористических целей на виду у охраны.
Начальник, самый обычный мужик, голова видно не шибко варит, но все же не дуб. Трусоват немного, суетится уж больно много. "Человек с ружьем" докладывает обстановку: мол задержал нарушителя. И при этом начинает придумывать какую-то ахинею, будто я здесь не первый раз.
Приговор тот же: "Отдавай пленку."
- Не хочешь, вызовем ФСБ. Пошли в помещение. Здесь стоять нельзя.
Нельзя так нельзя. Я здесь и не собирался стоять.
Домик, в котором поселились мои новые друзья, был самым обычным деревянным одноэтажным строением, со стороны чем-то напоминал "Сельпо". Внутри убогая техника времен царя Гороха, столь же древние плакаты. К сожалению знаменитого "Не болтай!" не было, эти были посвящены Пожарной безопасности и действиям в случае ядерной угрозы. Только ядреной бомбы здесь и не хватало. Но, в целом, чистенько и краска свежая.
В домике оказался еще один начальник. В меру упитанный, лощеный, строгий, но справедливый. Такие в каждом видят врагов народа.
Начались очередные переговоры о пленке.
- Не отдам.
- Тогда звоним в ФСБ, тебе же хуже будет.
Меньшой начальник заполнил протокол по всем правилам, с моих слов. Я сразу вспомнил, как при устройстве на работу с меня потребовали справку из ЖЭКа о том, что у меня нет трудовой. И те мне написали: "На основании слов гр. Калабушкина (т.е. меня), трудовая книжка ему не выдавалась."
Я уже скучать стал. Мой собеседник был крайне не разговорчив. Его вообще интересовали лишь мои анкетные данные. Разглядываю карту, что висит на стене. Точно такая же как у меня. А время идет… Интересно, что Вадимка делает там без меня? Вот будет здорово, если эти … в город меня потащат. Тут до центра прилично.
Наконец приехали: ФСБ-шник и "мент". Как только вошли, сразу стало ясно, кто из них кто. Первый - молодой, может даже моложе меня. Когда вел "беседу", ведь понимаю, что из меня информацию вытягивает, но так профессионально. В общем, с умным человеком и поговорить приятно. Второй два слова связать не может.
Начинают:
- Кто такой, откуда?
Опять то же самое!..
- Адрес в поселке какой?
Пытаюсь вспомнить.
- А чего здесь делаешь?
- Катаюсь по окрестностям. Туристы мы. В следующий раз с ночевкой собираемся.
- Делать что ли нечего, в такую даль ехать?! Паспорта нет?
- Зачем я паспорт на небольшую прогулку потащу?
- А прописан где?
- Из Москвы я.
- А друг?
- Из Рязани.
- А к кому приехали?
- К бабушке, в смысле квартира ее, а она сама в Москве.
- Ну хорошо, а кто может подтвердить твои слова?
- Соседка может, только телефон ее я не помню.
Соседку они отыскали буквально за десять минут, дозвонились, перепугали ее. Наконец, вспомнили о брате. Привели, пару анкетных вопросов задали. В общем, все выглядело серьезно. Правда внутренне и мне было забавно, да и ФСБ-шник еле сдерживается, чтобы не рассмеяться. Пленку все же попросил отдать. Так невзначай будто попросил.
- Мы ее посмотрим и вернем не проявляя.
Я так и сел.
- А что это возможно?
В таком медвежьем углу и такая техника. Впрочем, никто мою пленку так и не смотрел: вернули такой какой отдал.
Когда отпускали, старшой начальник на меня ТАКИМ взглядом посмотрел: мол, это ж надо такого "шпиона" отпускают, а главное еще и пленку отдать потом собираются. Я удивляюсь таким людям, готовы любого в грязь втоптать только за то, что он другой и мыслит по своему, и делает по своему.
Вышли с Вадимом за ворота. 18.33.
- Ну, что? Дальше едем или обратно? Если дальше, то вернемся поздно, а так день только зря потеряли.
А главное чувство, такое мерзкое. Это сейчас все выглядит забавным приключением, а тогда… Но, если честно и сейчас не слишком приятно.
- Ладно, едем дальше.
Повернули к лесу. А ведь это все было второе знамение.
Вадим рассказывал, как меня ждал, стоя на путепроводе. О том, как стрелок позвал его, стал спрашивать, откуда я, где работаю.
- Менеджером.
- Кем, кем ……? (Далее "непереводимый итальянский фольклор".)
- Управленец.
Наконец разобрался.
- А, вот оно что! А ты иди отсюда, на путепроводе стоять нельзя.

Ну, хватит о политике. Последние домики остались позади. Дорога жутко грязная и вся в лужах пересекала небольшой луг и уходила в густой еловый лес.
- Может не поедем, уж очень начало грязное. - И сам же противореча себе, - Раз уж решили надо ехать.
Лес, как и пять лет назад, встретил приветливым знаком, исполненным масляными красками на фанере: "Въезд воспрещен". В общем, кирпич. Я так пожалел, что фотик без пленки.
Красоту северного леса описать сложно, его надо видеть. Огромные зеленые ели на фоне разномастных осин и берез. Лучи уже довольно низкого солнца окрашивают их в особые цвета: стволы берез да и сама листва становятся какими-то золотисто-оранжевыми, а осины и подавно вспыхивают багровым костром, даже те что днем были густо зелеными. Только елки от этого света превращаются в совсем темные почти черные громадины. А внизу мох, лишайник, пушистые листочки каких-то цветов. И все это тоже разноцветное. Кое-где вдоль дороги чернеют ямы до краев наполнившиеся водой. Год выдался дождливым. Вода коричневая, так всегда в хвойных лесах, но когда ее много то, кажется, будто она совсем черная.
Меня беспокоит дорога. Как только мы вступили в лес, она оказалась сухой, но теперь местность все более и более болотистая, и луж на дороге больше. Иногда, чтобы проехать, приходится выруливать к самой кромке дороги, рискуя не вписаться и сползти в водоотводную яму. Здесь уже нет елей, здесь елки, мелкие дохленькие, но куда больше жиденьких осин, берез и ив, перегораживающих своим частоколом вход в лес. Дорога делает затяжной поворот, ощущение, будто мы уже развернулись на 360 градусов и каждую секунду кажется: вот сейчас появится широкая просека газопровода, но ее нет и нет.
" Да где же она?" - постоянный вопрос, уже надоела эта грязь, а там за Газом разъезженной дороги уже не будет.
- Здесь на машинах только ремонтники бывают, так они до газопровода, а мы потом по тропинке попадем на старую дорогу, она должна быть хорошая. Сама широкая, но вся заросла травой, а посредине тропка, по ней на велосипедах да может на мотоциклах местные за грибами да ягодами ездят.
Успокаиваю попутчика, а самому надоело: велик грязный, да и все джинсы уже извозюкал.
Да где же этот чертов газ! Наконец-то.
В прошлый раз он показался каким-то жутким местом: лес расступился, и открылась широкая просека абсолютно голая с пятнами грязевых, топких луж. Картинка фильма ужасов, особенно если добавить свинцовое небо, низкие облака и ветер. Нет, теперь все не так мрачно, и небо до безобразия голубое и лысина просеки густо заросла мелким частоколом берез и ив.
- А чем мы не террористы? Сначала мост фотографировали, теперь газопровод взрывать приперлись.
- Ну да, сейчас наш чекист из дупла вылезет. "Дятел, подумал Штирлиц."
Черт с ним. Раньше тут была одна тропинка, а теперь три дороги, да еще по той, что более всего на правду похожа, ручей течет.
- Куда? Направо пойдешь коня потеряешь, прямо…
Идем по ручью. На той стороне бывшей просеки дорога поворачивает направо и налево, но нам-то прямо, тропинка раньше туда шла.
Нет, она и сейчас есть, но что-то доверия не внушает.
Вот так мы все-таки влезли в болото.
- Я уверен, что настоящая тропинка рядом. Вот только справа или слева.
Дальше идти нельзя: я уже зачерпнул, провалился ногой под какую-то корягу, а главное лес кругом.
- Давай обратно.
И ведь, черт возьми, тропинка была правее на десять метров.
Как только на нее вышли, новая проблема. Раньше здесь тоже была вода, но сейчас… На месте одного ручья, который я перешел по жердочкам, кем-то когда-то заботливо уложенным, и даже ног не замочил, теперь течет три и не ручья, а целые потоки. И жердочки, теперь бревна, перекрывают только половину водного пространства.
- Ну, что? Вплавь?
Как не хотелось снимать обувь и босяком лезть в эту лужу. Лужа оказалась холодной, а бревна весьма скользкими. К тому же у моего велика отвалилось переднее крыло, пока я его перетаскивал, прыгая с одного бревна на другое. Пока переправлялся, почему-то подумалось, что здесь вполне могут быть змеи, ну или пиявки какие-нибудь. Правда, об этом Вадимке говорить не стал. У него были сапоги про запас, но он мужественно не стал их распаковывать. По мне, так уж точно все не важно. Но это только казалось. Самое интересное было впереди.

Здесь, на другой стороне ручья, действительно оказалась старая дорога. Она совсем не изменилась, только еще больше заросла.
- Слушай, а может не стоило лезть через болото по тропинке, а просто обойти вдоль газа, да по этой дороге.
Я отправился проверять. Куда там! Метров через 10 дорога оборвалась, это наши водные потоки объединились в едином порыве и стали большим болотом. Вадимка ждал меня около тропинки за поворотом, его не было видно. И я почувствовал себя, нас абсолютно отрезанными от мира. Назад хода нет: совсем нет желания опять переходить через ручей и рассекать лужи на дороге да еще вечером, а впереди 8 км леса и старый брод, которым уже давно никто не пользовался.
Мы гнали по этой заросшей дороге по тропке, проходящей ровно посреди ее, с чувством дикого восторга. Небо к вечеру стало особенно голубым, воздух от этого казался холодным и звонким, а наш разговор эхом отражался от стен леса. Захотелось крикнуть.
- Эгегееей…
- Йо-хоу…
Класс.
Останавливались. 20.00. Побросали велики и ушли в лес. Тут и прицеплять их не надо, все равно ни души (да еще вечером). Ягод не много, но поесть хватит, тем более что подустали, и желудок у меня иногда урчит, а еду с собой не брали: маршрут-то не большой. Вымазались в чернике, нашли немного брусники. Ягоды не крупные, но очень спелые, цвета красного вина, кажутся прозрачными. Вадимка зовет ехать дальше, мол поздно уже. Уходить не хочется, ягоды вкусные. Начали рассуждать о том, что подумала соседка.
- Вдруг в Москву позвонила. Вот переполох будет.
- А в Москве сейчас, должно быть рязанские гости, они как раз собирались приезжать.
- Да надо ехать, а то поздно вернемся, не успею к соседке зайти, успокоить.
- Хороша визитная карточка Севера.
- Зато, правда.
Итак, едем.
В лучах заходящего солнца, лес стал совсем оранжевым. Стоп!
Впереди показался странный объект. Издали он выглядел как легковушка, но кому придет в голову залезть сюда на машине, а главное как.
Едем дальше медленно, как бы с опаской: а я-то был уверен, что тут ни души.
Как-то сразу скрылось солнце, теперь оно настолько низко, что не освещает лес. Кругом все посерело. Откуда-то взялся легкий туман. Он пробежался по коже, сумеречным холодком и застыл в тиши деревьев.
Нет, это не легковушка, это лесовоз-вездеход. Кажется, его бросили, если так, то нет проблем. Но предчувствия неприятностей одолевают. Останавливаемся, молча разглядываем вездеход. Старый, ржавый (может и правда бросили), но стекла-то целые. А вокруг такая тишь.
Еще сто метров за вездеходом. Тут дорога утрамбована гусеницами. Значит люди были, как некстати. Впереди уже видно более разъезженную дорогу. Опять грязь!
Нет это не грязь, это ЛЕСОВОЗКА!
Представьте себе, довольно широкую, метров 10, дорогу, к которой вплотную примыкает лес - мелкий частокол березок, осин, ив, ольхи и елок. По краям водоотводные канавы, уже наполовину заросшие этим частоколом. На дне канав местами густой зеленый мох, местами вода. Дорога делится двумя колеями на три равные части. Колеи глубиной почти до колен, в общем с резиновый сапог. А между этими колеями… жижа, не то чтобы совсем, но как раз такая, что не расползается в колеи, а если наступишь, то провалишься, аккурат по колено. Жижа эта кое-где наползает на колеи, так что пройти по ним, не испачкавшись, нельзя. А как идти с велосипедами?
В бок через лес и канаву открывается дыра, и эта лесовозка поворачивает в нее, там огромная свежая вырубка, даже не видно края (мы немного ниже). Ровными высокими горками лежат стволы сосен, видно приготовленные для отправки на завтра. Рабочий вагончик, сначала кажется пустым, уж очень вокруг тихо, но нет из трубы тянет легкий дымок. Мне что-то стало так тоскливо: а не напросится ли в гости, хотя вряд ли пустят. Обратно возвращаться далеко, тоже через болото лезть, к тому же по грязной дороге придется ехать в темноте, впереди около километра жижи. Но зато дальше можно будет вернуться короткой дорогой (почти шоссейной хоть и без покрытия). А у них там в вагончике так уютно!
Совет прошел быстро и молчаливо. Едем, точнее идем, дальше: лучше протерпеть этот километр, чем возвращаться восвояси, к тому же надо же маршрут пройти.
Сначала мы пытались не сильно испачкаться, но потом у меня за спиной раздалось проклятие.
- Черт!..
Это мой попутчик все-таки провалился в грязь, одной ногой наступив точно в самую середину месива.
- А я думал там твердо.
"Индюк тоже думал, ведь предупредил же", - ворчу про себя недовольно.
- Давай быстрей. Темнеет уже.
А сам смотрю вперед и, куда дальше наступить, не знаю. Тоже провалился испачкал весь ботинок.
На полдороги показалась еще одна бытовка. Эта совсем у самой дороги. Тоже дымится. Бочки какие-то валяются, с горючим наверное.
Рядом с ней разъезд и вырубка. Наезженно так, что даже колеи затянуло.
Из вагончика вышел мужик: "Трезвый. Надо же". Он смотрел на нас молча, а на лице явно читался вопрос: "Вы откуда?" Но сказать это он не был в состоянии.
Я ответил.
- Вот, заблудились мы, раньше тут вроде дорога нормальная была. Туристы мы.
- Не скажите, далеко еще такая грязь? И по какой стороне лучше идти, здесь уж совсем плохо?
Он оценивающе посмотрел на меня.
- Эк вас угораздило. Здесь до брода еще километров пять.
- Не может быть?!
"Вот сказки рассказывает, будто я не знаю, от силы полкилометра осталось."
Пить хотелось, но спрашивать как-то неудобно, у него у самого мог быть ограниченный запас, а потом пришлось бы переползать на другую сторону дороги, что тоже не слишком…
- А стороны лучше той держитесь, дальше тропка будет с краю.
Пока мы проползали мимо, мужик медленно поворачивал вослед нам голову и смотрел на нас, почти не отрывая глаз. И теперь вдогонку:
- Ну и романтики вы!
Последние метры давались особенно тяжко: и грязи тут больше, и устали. То что сами все грязные, это ерунда, уже все равно, но велосипед тянуть!
Думаю только об одном, сколько осталось.
- "А в тюрьме сейчас макароны дают."
Впервые приходит мысль, что весь день нам шли предзнаменования, а мы на них внимания не обратили.
Наконец, поворот к реке, еще метров сто и спуск. Подождал брата, он малость подотстал. Вечер. В лесу сумеречно, легкий туман - дымка. Неужто дошли.

К реке спускаться я стал по лесу там лучше, петляет тропинка, и почти без бурелома. То там, то тут грибы, огромные престарки. А у воды такая умиротворенность. Лес молчит. Река тихо струится, причудливо закручиваясь в водоворотах. Закатное небо пылает костром, расцвечивая легкие облака в малиново-фиолетовые тона. Здорово-то как, легко!
Я снял ботинки. Грязные! И джинсы тоже все испачкал. Брод глубокий пришлось джинсы тоже снимать, тем более их не закатаешь.
- А я раздеваться не буду все равно весь грязный, а так немного отмоюсь.- сказал Вадимка и полез в воду в кроссовках.
Речка быстрая, дно каменистое, ступать неуютно. Переправились. На той стороне сосновый бор и около брода густой ковер зеленой травы. Велосипеды так и не отмылись, пришлось отковыривать грязь вручную. Привели себя в порядок. Можно дальше.
Уже совсем темнеет. 22.05. Костер на небе медленно гаснет. Все меняет цвет. Белый мох стал синем одного цвета с песчаной дорогой, а деревья и участки с зеленым мхом или просто засыпанные хвоей - синевато-серыми. Вадим в восторге он спервоначала решил, что это все пески.
Выбрались на главную дорогу. По ней как раз катит в направлении цивилизации "Ока". Осветила нас фарами и размазалась в темноте.
Я предлагаю продолжить маршрут. После "купания" в речке чувствую себя совсем бодрым, даже есть не хочется, а соседку успокаивать уже поздно, все равно пока доедем до поселка, уже ночь наступит. Вадим энтузиазма не проявляет: и по темноте ехать не хочется, и попасть опять на грязную дорогу тоже не тянет. Успокаиваю:
- Сейчас до самой Едомы, такая же улучшенная дорога, даже на одном участке плиты будут, в 11 уже там будем, а после конечно лесом, но там вырубок не должно быть.
Едем не очень быстро. Дорога не ровная, да и лужицы кое-где. По пути встретили несколько машин с лесом. Они долго урчат в темноте и вдруг выползают из-за поворота, заливая все вокруг искусственным светом и надеясь застать нас врасплох. Интересно, что думают водители, встретив двух велосипедистов здесь в такое время. А я думаю: "Откуда? Неужели и там рубят?"
Какая-то птица, то и дело выскакивает чуть не из-под колеса и, отлетая вперед, снова садится на дорогу.
- Новый знак. Не пускает она нас.
Даже жуть берет. Тут еще в полной темноте впереди красный огонек как от сигареты. Что бы это могло быть? А и правда мужик, стоит, курит, видно попутку ждет. Как его угораздило сюда попасть: до жилья в одну сторону километров пять, а в другую все 20.
Проехали молча, поди и его перепугали.
Птица тоже оказалась липовой. Просто их много было, и всякий раз мы новую с дороги сгоняли, а не одну и ту же.
Полная темень, за деревьями иногда проглядывают кусочки луны.
Счетчик совсем не видно, сколько еще до холма не ясно, но уже ждем не дождемся. Вот дорога расходится на две старая, я знаю, ведет на заброшенное кладбище: луна, лес, ночь.
Что за шум? Как будто трактор едет, выскакиваем на поляну перед холмом. Сверху силуэт церкви, а внизу ползет вездеход. Так и екнуло. И здесь рубили... Впрочем, дорога сносная. Вездеход заполз на гору и, кряхтя, скрылся, оставив нас, в темноте пытавшихся понять, сколь сильно испорчена дорога.
Мы последовали за ним. По склону суглинок, и потому весьма скользко, но забрались, а куда нам деться. Оттащили велосипеды в сторону, народу-то по ночам в лесу много, как оказалось, шатается, а сами к церкви.
Бог мой! Здесь мир поделился на две части: темно-синее звездное небо и черная, светящаяся далекими, но яркими огнями, земля. Первое так близко, что дотянуться можно. А звезд сколько! На севере на горизонте медленно тлеет не то закат, не то уже рассвет. А сзади за силуэтом церкви - луна, огромная и бледная, слегка накрылась одежкой-облаком. Уже видать прохладно: мы-то разгоряченные после дороги. А она?
Внизу леса уже нет, просто черная бездна, на краю которой - ты. А там на другом краю этой бездны светится станция, поселок расходится чередой огней, и уж совсем далеко - город. В таких случаях обычно принято чувствовать себя таким маленьким, но мне почему-то так не казалось. Я скорее вообще себя не чувствовал, как бы растворился между этих двух бездн: надземной и подземной. Мы стояли, обалдевшие, и глядели по сторонам.
23.30. Пора в путь. Поверху лес уступил место лугам и полям, не бог весть какие большие, но все-таки открытое пространство. Тут светло, луна освещает дорогу и лужи хорошо различимы. Вот первая деревня. Собаки видно все спят, обычно без лая мимо не проедешь. Надо же, в некоторых окнах свет горит. Здесь люди есть! И машина стоит. Дома старые покосившиеся от времени. Но все равно так уютно. Ловлю себя на мысли, что очень хочется заглянуть в хату, посмотреть, как там. Наверное, маленький черно-белый телевизор в красном углу, цветы на подоконниках, их видно, лоскутные одеяла, лампочка Ильича…
За деревней дорога ухает в овраг и снова влезает в другую деревню, а вместе с ней в эту деревню вползает наш старый знакомый - вездеход.
- Вот бы догнать его да напроситься. Пусть довезет.
- Конечно, если он до самого поселка собирается ползти, но если дорога такая плохая до поселка, то у нас большие проблемы.
Я надеялся, что лесорубы просто ездят на ночлег в одну из едомских деревень.
Спускаемся в овраг. Дорога грязная вся в промоинах, того гляди, залетишь в одну из них, к тому же темно. Днем бы, пожалуй, не рискнул спускаться на велике, а сейчас один черт ничего не видно. Внизу очередная порция грязи, переползаю по кромке рискуя провалится в овраг. Перелез, где-то сзади голос брата:
- Как ты здесь перебирался?
Чего-то ответил, по типу: отвяжись, у самого голова на плечах. "Да когда же дорога нормальная будет."
За деревнями был затяжной спуск к лесу, здесь и деревьев еще не так много и поля время от времени выползают краем к дороге. Я помню, тогда в первый раз мчался по этому спуску на всех парах. Сейчас от меня пар шел: конечно, здесь было лучше, чем до реки, и днем, быть может, удалось бы не слезать с велосипеда, но сейчас темно, разобрать, где суха и широкая колея становится заплывшей лужей невозможно. Вадим отстал, мне приходится останавливаться, нервничаю. Хорошо хоть вниз спускаемся, а что будет дальше: там внизу болота, если здесь такая грязь, то там и подавно.
Yes! Грязь кончилась. Чертов вездеход свернул в сторону, дорога свободна. Я помчался, Вадимка совсем отстал. Кричу ему.
Наконец догнал.
- Я со своим зрением совсем ничего не вижу.
Действительно, мы спустились в глухой лес, тут и днем не очень-то светло, а сейчас кромешная тьма. Я различаю только границу дороги и очертания деревьев по сторонам. Луну тоже не видно за деревьями. "Тьма над нами." Хорошо, хоть лужи поблескивают.
- Ладно, я включу мигалку сзади, а как лужа буду говорить: направо или налево поворачивать.
Так мы и ехали в темноте.
- Направо… Налево… Направо… Снова направо… Прямо…
- Направо, а-ай …, …Нет налево, там наверное лучше.
Стало светлее. Это лес плавно перешел в сосняки. Вот и газ, а это ЛЭП. И луна сзади уже довольно высоко.
- Слушай, а если сейчас придется обратно повернуть?
Оборачиваемся. Аж, мурашки по коже. Не-ет уж. Там сзади дорога как в тоннель уходит.
Последнее усилие, вот и железная дорога, яркий зеленый огонь светофора, домики небольшой пристанционной деревушки. Здесь не одного огня: спят уже.
До поселка по шоссе нас провожает луна, яркая, так что долго смотреть нельзя, правда здесь, внизу, она стала заметно мельче. 0.52.

Сейчас, когда все наши мытарства позади, я вспоминаю эту поездку и пытаюсь понять, зачем? Почему мне снова хочется все это повторить? Каждый, кто хоть раз в жизни ходил в поход, наверное, найдет свой ответ. Поход это состояние души. Не всем он придется по вкусу. Но если однажды ты пройдешь, проедешь, проплывешь, тот маршрут, что был намечен, если вдохнешь запах костра на биваке, встретишь нового друга или заново откроешь друга старого, то ты поймешь: это навсегда. И дело тут не в веселой компании, просто нигде больше нельзя почувствовать себя абсолютно свободным, отдохнуть от мира большого в мире малом. Наконец, узнать, кто есть ты. Нигде, кроме как в походе.

Дмитрий Калабушкин
3 февраля 2001 г.

На главную стр.

Hosted by uCoz